Номер от 31.10.2023
Что написано пером, вырубишь... скарпелем
802
0
Как освоить одну из старинных и редких профессий в каменном деле, и почему в век автоматики словорубы не бросили киянку и скарпель, мы узнали у заведующей учебной частью СПБГБПОУ «Академия реставрации и мемориального дизайна» Валерии Луневой и мастера производственного обучения Академии Евгения Киселева.
Резчики-краснокнижники
Казалось бы, жизнь мемориальщиков, и в частности резчиков по камню, давно упростили фрезерные станки, гравёрные машинки, пескоструйное оборудование. И несмотря на это, специалисты, которые предпочитают автоматике ручной инструмент, ещё не перевелись. Называются они необычайно просто и красиво — словорубы. До сих пор люди этой редкой профессии работают вручную, принося с собой на объект чертилку, киянку и скарпель. А всё потому, что есть множество старинных мемориалов, к которым не подступиться ни с гравировальной, ни с пескоструйной техникой. А вот заботу рук человеческих камень с благодарностью принимает.
Словорубка, или контррельеф — это техника высечения текста на камне. Мемориал только тогда может считаться завершённым, если к нему прикоснулись руки словоруба. Словорубка — один из первых навыков, постигаемый студентами-резчиками на первом курсе Академии реставраврации и мемориального дизайна. Как пояснила заведующая учебной частью Академии Валерия Лунева, словорубы — начинающие резчики. Резчик по камню первого разряда должен знать и уметь выполнять словорубные работы. Расположено учебное заведение в Санкт-Петербурге, где каждая улочка буквально пропитана историей, запечатлённой в камне. Поэтому студентам Академии есть где применить свои знания и получить бесценный опыт работы с историческими объектами.
«В нашей Академии устраиваются субботники. Что-то вроде выездной практики, когда нас с ребятами приглашают на реставрацию мемориалов, — говорит Евгений Киселев. — Мы ухаживаем за памятниками, выполняем фрагментарную реставрацию, удаляем пятна, снимаем слои городской пыли, смога, автомобильных выхлопов, очищаем и перекрашиваем надписи. У нас в городе много парков, дворцов, памятников каменного зодчества. Почти в каждом дворе есть мемориал или старинная табличка на доме, и они тоже нуждаются в реставрации. Иногда нас приглашают на мемориалы братских могил дорубить фамилии и имена, когда находят и опознают останки погибших бойцов Великой Отечественной войны. Это отличная практика для ребят, и они с интересом берутся за эти проекты».
Евгений Киселев — сам выпускник Академии. Сразу после окончания учебного заведения он устроился в Государственный музей-заповедник «Петергоф», реставрировал скульптуры Петровской эпохи. Часто рассказывает своим студентам, как страдают старинные памятники архитектуры от нашествия туристов. Особенно досталось скульптуре «Антиной» в Нижнем парке (в мифологии Антиной — предводитель женихов Пенелопы, домогавшихся её руки в отсутствие Одиссея — прим. ред.), ей туристы регулярно отламывали пальцы и забирали с собой на память. Приходилось восстанавливать кисти несчастного «жениха». Тогда же доводилось копаться в архивах, куда допускают только по специальному разрешению, погружаться в историю, чтобы найти старинную фотографию и по ней воссоздать утраченный элемент.
Цена ошибки
Существуют разные техники вырубки букв и слов. Для начала студенты чертят алфавит в своих тетрадях, создают шрифты, основываясь на законах построения букв. Причём построить букву необходимо так, чтобы она не выбивалась из гарнитуры и по ней одной можно было воссоздать весь алфавит. Уже на этом этапе начинающие резчики вырабатывают свой особый почерк — придумывают авторские шрифты. Кстати, словорубы отлично распознают почерк друг друга. Не потому ли, что у каждого из них формируется особая техника вырубки?
«Шрифт устанавливает заказчик, — говорит Евгений Киселев. — Если памятник старый, и букв надписи нет „в гарнитуре“, то ни на принтере, ни на плоттере шрифт для лекала не напечатать. Наши студенты могут воссоздать этот шрифт, используя законы построения букв».
Выучиться на словоруба можно за 2-3 месяца. При этом не обязательно уметь рисовать, а вот пространственное мышление и знание геометрии пригодятся. А ещё каждый студент должен уметь поставить красивую букву на своё законное место, иначе работу придётся начинать с нуля. «Грамматика русского языка — это то, чем каждый словоруб должен владеть так же хорошо, как инструментом, — говорит Валерия Лунева. — Ошибки на камне очень трудно исправить». Тем не менее, ошибки словорубов поправимы — неправильно написанную букву затирают и вырубают заново, но на работу над ошибками потребуется много времени.
И даже каменный айфон...
Академия реставрации и мемориального дизайна — единственная в городе, где можно выучиться искусству словорубки. Выпускники Академии оканчивают учебное заведение с дипломом резчиков по камню 4 разряда. Всего курс длится 2 года 10 месяцев. Проблем с трудоустройством ребята, владеющие «краснокнижной» профессией, как правило, не испытвают. Поток заказов на вырубку надписей для мемориалов есть постоянно.
Поступить учиться на резчика может и ребёнок, и взрослый. Очное обучение в Академии бесплатное. Но уже в этом году планируется открыть вечернее платное отделение, чтобы специалисты мемориальной сферы смогли повысить квалификацию или переобучиться.
Студенты-резчики тренируются на мраморе средней твёрдости, только потом переходят к более твёрдому граниту. Иногда шутки ради могут высечь что-нибудь из молодёжного сленга или изобразить на камне айфон — лёгкие шалости позволяются. Кстати, на одном курсе вместе с ребятами мастерству резки камня учатся девушки, которые тоже захотели связать свою жизнь с камнем и мемориальным дизайном.
Кстати, было бы несправедливо говорить, что словорубы не умеют и не любят пользоваться техникой. В их арсенале появятся и фрезерное, и пескоструйное оборудование. Но прежде чем дойти до современных технологий, им придётся постигнуть азы ручной работы.
«Резка по камню — работа, требующая эмоциональной устойчивости, самостоятельности мышления, — говорит Евгений Киселев. — Этому я учу своих ребят. И если у студента возникли трудности с вырубкой, настаиваю, чтобы сначала подумал самостоятельно, прежде чем бежать за помощью. Такой подход приучает ребят принимать решения, это им очень пригодится в профессии».
Читайте также
Номер от 31.10.2023
Как организовать производство памятников с нуля?
Вы хотите организовать производство памятников, но не знаете, с чего начать, какими должны быть габариты цеха и какое оборудование закупить в первую очередь? Компания «Всё Для Камня» (ВДК) из Санкт-Петербурга помогает предпринимателям организовать и модернизировать камнеобрабатывающие производства с нуля и сопровождает на первых сложных этапах технического оснащения цеха. Руководитель отдела продаж оборудования и инструмента компании «ВДК» Николай Лелюков поделился опытом, как создаётся с нуля цех по производству памятников и какие ошибки чаще всего допускают начинающие мемориальщики.
1397
0
Номер от 31.10.2023
Что написано пером, вырубишь... скарпелем
Как освоить одну из старинных и редких профессий в каменном деле, и почему в век автоматики словорубы не бросили киянку и скарпель, мы узнали у заведующей учебной частью СПБГБПОУ «Академия реставрации и мемориального дизайна» Валерии Луневой и мастера производственного обучения Академии Евгения Киселева.
803
0
Функционал еще в разработке, но совсем скоро станет доступен
Новые уведомления
У вас нет новых уведомлений
Новые уведомления
У вас 4 новых уведомления
Комментарии