Номер от 21.05.2024
Ульяна Орёл: «Памятник должен быть таким, чтобы помогать человеку»
692
0
Установка памятника — один из этапов проживания потери, некое посмертное обязательство сохранить память об ушедшем близком человеке. Именно поэтому клиенты мемориальных компаний с таким трепетом и тщательностью выбирают надгробия. И чтобы конкурировать на современном рынке, своему клиенту нужно предложить памятник не только удобный по цене, но и красивый, эргономичный и... осмысленный. О новых смыслах, символах и аллегориях в дизайне, и о том, как памятник помогает человеку пережить потерю, мы поговорили с мемориальным дизайнером, автором первой в России коллекции памятников со смыслом, спикером международных отраслевых выставок Ульяной Орёл.
Орёл Ульяна
Мемориальный и графический дизайнер. Спикер международных отраслевых выставок. Руководитель компании Первая Каменная Мануфактура. Создатель современных памятников, отмеченных золотой медалью в рамках выставки Некрополь Карелия. В сфере более 18 лет.
Ульяна, с точки зрения мемориального дизайнера, почему на кладбищах так много типовых памятников? Некому заниматься их внешним видом?
— Некому. В России до недавнего времени не было ни мемориальных дизайнеров, ни мемориальных архитекторов. Но, думаю, причина здесь даже не в отсутствии профильных кадров, а в отсутствии людей с художественным образованием. В нашу сферу приходят из других профессий, многие не обладают образным, пространственным и художественным мышлением, поэтому им проще идти по проторённому пути и работать с готовыми каталогами. И из-за этого мемориальная сфера, с точки зрения дизайна, в массовом сегменте долгое время почти не развивалась.
Ситуация как‑то поменялась?
— Да, в лучшую сторону. Мемориальная сфера расширяется, появились специалисты, готовые делиться своим видением развития бизнеса, обучать коллег, и за счёт этих течений весь рынок стал более открытым. Если вы полистаете сайты знаменитых европейских компаний, то увидите отдельно продажу каталогов мемориалов. Они продают свои коллекции любому желающему — и конкуренту, и простому розничному заказчику. Наши дизайнеры пока не готовы к такой открытости, поэтому развиваемся мы очень медленно, хотя и у нас стали появляться свои каталоги.
И модели памятников свои, самобытные?
— Нет, сейчас больше актуальна адаптация европейских моделей. Хотя это несколько огорчает. Всё-таки у нас глубокая история, многовековая культура, религия. Памятник — это часть культурного кода, однако то, что присуще нашей культуре, мало отражается в дизайне памятников (не считая устаревших изображений берёз). Когда я была на кладбище в Ереване, то обратила внимание, насколько современны их решения в дизайне надгробий, и при этом они сохраняют свою этническую идентичность. В дизайне они используют национальные орнаменты, изображения животных и растений в присущем только армянской культуре стиле. Их современные мемориалы минималистичны, в них почти всегда присутствует этническая составляющая. Кстати, как раз сейчас я работаю над коллекцией памятников, которая будет передавать наш культурный код.
Будет ли решена проблема дефицита мемориальных дизайнеров?
— Думаю, в мемориальном бизнесе профильных дизайнеров всегда будет не хватать. Повторюсь, сфера у нас специфическая, и люди с художественным или архитектурным образованием приходят к нам по воле случая. Как это случилось с мной. Будучи по образованию графическим дизайнером, я открыла свою мастерскую памятников — «Первая Каменная Мануфактура» и стала развивать мемориальное направление. В компаниях дизайнер нужен для индивидуальных проектов, а для тех, кто работает в массовом сегменте, просто нет смысла содержать такую кадровую единицу. Да и финансовые возможности у всех разные. Лучше обучить менеджера по продажам, который будет грамотно консультировать клиентов и помогать подбирать варианты памятников, а акцент сделать на своевременном обновлении каталогов.
Какие тренды в дизайне памятников актуальны сегодня?
— У нас практически все существующие дизайны пришли из 1990‑х: волна, берёза, розочки, лебеди. И вся эта «резнина» сейчас массово уходит с рынка. Когда я четырнадцать лет назад начинала погружаться в мемориальный дизайн, в наших мастерских были только самодельные «каталоги» — папки с распечатками из интернета с чужими водяными знаками. В Китае же появились полноценные каталоги, отпечатанные в типографии, и эти каталоги поставщики китайских памятников раздавали своим партнёрам бесплатно. В результате китайские модели хлынули на наш рынок и используются мемориальными компаниями до сих пор. Но сейчас вектор интереса клиента смещается, и смещается он к более интересным и современным решениям.
Рынок сам хочет перемен. Рынок сам задаёт тенденцию к визуальным изменениям памятников. Если раньше в нашей стране доминировал чёрный габбро, то сейчас больше работают с цветными гранитами, комбинируют разные породы камня, ищут новые цветовые решения. И за счёт этого можно выделиться, получить конкурентное преимущество и... запрыгнуть в уходящий вагон, потому что и этот тренд с цветом начинает смещаться. Но если компании из массового сегмента начнут комбинировать камень, больше работать с цветом, они станут более узнаваемыми для конечного потребителя. И тогда им не придётся демпинговать, ведь они делают продукцию не так, как другие.
Как новые решения в дизайне скажутся на ценнике?
— Не так давно мы с коллегами рассчитали стоимость мемориала из моего каталога, который они собирались у себя реализовать. Они взяли для расчёта семейный памятник на двоих. Стоимость этого сдвоенного памятника вышла 150‑160 тысяч рублей. А при учёте, что средний ценник за памятник у них 80 тысяч рублей, новое дизайнерское решение не нанесло урон бюджету. За счёт актуального минимализма, добавления в концепцию мемориала акцентов мы получаем новый уникальный продукт, стоимость которого либо останется на прежнем уровне, либо пойдёт на снижение. Создавая свои работы, я стараюсь учесть стоимость готового изделия, чтобы не уйти за рамки типового проекта, потому что мой каталог рассчитан именно на массовую аудиторию, на компании, работающие в типовом сегменте.
Расскажите о своей коллекции памятников?
— Коллекция памятников со смыслом, презентованная участникам выездного мероприятия в Краснодаре в 2023 году, была первой, которая вышла так масштабно. В дальнейшем я планирую выпускать каталог, который смогут приобрести все желающие. В нём будет максимум 40 проектов, и это ограничение связано с тем, что каталог будет регулярно обновляться, идти в ногу со временем. Я проанализировала каталоги различных компаний и выяснила интересный факт: из 100 моделей памятников пользуются спросом лишь 20! Остальные модели или заказывают редко, или они вообще остаются не у дел. Представьте себе коллекцию одежды. Одежда должна соответствовать духу времени, поэтому дизайнеры выпускают небольшие коллекции и ежегодно их обновляют. Памятники должны быть актуальными, поэтому волшебного каталога на все времена не обещаю, а вот следить за трендами в мемориальном дизайне вы с моей помощью сможете.
Кстати, о трендах. Что будет востребовано в ближайшие 5 лет?
— За последние 3‑4 года мемориальный рынок стремительно поменялся. Как я уже сказала, производители стали чаще использовать цветные граниты и меньше габбро (у многих так и лежат каталоги с габбро 20‑летней давности, где почти нет комбинированных моделей). Активно обновляется художественная составляющая: гравированные розы и гвоздики востребованы гораздо меньше, клиенты выбирают более современные визуальные решения. Ведь происходит смена поколений наших заказчиков, и мы сегодня работаем с людьми более искушёнными, которые умеют выбирать. И нам нужно этот выбор предоставить и в эконом-, и в стандарт-, и в премиум классе, причём выбор не однотипных моделей из габбро, а выбор качественный и интересный. Пока же только премиальная ниша заполнена качественным визуальным контентом.
Памятники станут более осмысленными. В памятниках появляется характер, эмоция (кстати, добавить характера монументу можно даже при помощи формы). Я советую создавать легенду для клиента, закладывать в памятник смысл, идею. Люди любят легенды. Возьмём вышеупомянутый памятник на двоих. Что мы видим? Две стелы, между ними свободное пространство, но они соединены между собой каменной перегородкой — мостом, на котором расположены фигурки людей. Какая легенда здесь заложена? Два человека идут навстречу друг другу по мосту через вечность, где их душам суждено встретиться. В эту легенду мы увлекаем своего заказчика, и он покупает у нас не просто стелу, а памятник со смыслом.
Если вы используете в дизайне кристаллы Swarovski, у вас рождается ещё одна легенда. Мы любуемся ночным звёздным небом, мы чувствуем в нём тайну. Тёмное небо в памятнике воплощает чёрный габбро, звёзды — кристаллы (между прочим, концепция звёздного неба очень популярна в Европе). Звезда — символ ушедшего человека, душа которого стала звёздочкой и теперь глядит на своих близких с неба. И это прекрасный символизм! По моему глубокому убеждению, памятник — не просто знаковый объект с ФИО. Памятник должен выглядеть так, чтобы помочь человеку пережить его потерю. Сейчас памятники на кладбищах усугубляют горе. Почитайте эпитафии — это всегда про боль и трагедию. А нужно, наоборот, помогать человеку примириться с ситуацией, облегчить страдание и утрату. Это очень важный момент духовного развития мемориальной сферы. Европейцы, например, почти не работают с тяжёлыми, тёмными цветами, они стараются добавить красок, и это тоже важный психологический момент.
Видоизменяются урны для праха. В городах, где есть крематории, урны используются всё чаще. Причём урны не для колумбариев, а для захоронения в могилу. И сейчас всё больше запросов поступает на создание специальных легкосъемных конструкций, чтобы можно было эти урны подзахоронить. То есть в перспективе урны будут размещаться не вертикально друг над другом, а укладываться в горизонталь. Но пока каких-то концептуальных дизайнерских решений в этом направлении не создано.
Какой камень, на ваш взгляд, будет самым востребованным?
— Не будет одного доминирующего камня. Мы будем работать с большой палитрой. От габбро-диабаза мы не уйдём, но мы уйдём от монотонности. Габбро прекрасен. Габбро — чёрный, а чёрный цвет базовый в дизайне, и он будет отлично сочетаться с другими цветами. Возьмите любой мемориальный комплекс. Если стела, цветник, подставка, балюстрада, мощение сделаны из одного камня, они визуально сливаются. Поэтому любой камень лучше всего смотрится в комбинации с камнем другого оттенка. Большой интерес сейчас проявляют к мансуровскому и дымовскому гранитам, они как раз очень удачно сочетаются с габбро.
По моим наблюдениям, меньше спрашивают красные граниты, а раньше они были в тренде, и габбро сочетали в основном с красными гранитами. Сейчас красный камень уступил свои позиции более спокойным оттенкам.
Часто стали использовать амфиболит. Но вряд ли он когда-то будет суперпопулярным, потому что этот камень — для ценителей. Он специфичен своей пестротой, и его нужно уметь грамотно подать. Не каждый заказчик его выберет, хотя он, конечно, роскошный.
Будут ли актуальны портреты?
— Гравированные портреты теряют свою актуальность. За последние два года, работая над заказами, мы практически полностью ушли от гравированных портретов. На сегодняшний день у нас 80% заказчиков предпочитают фото на стекле и керамике, и только около 20% остаются верны гравировке. Скажу больше, мы перестали гравировать тексты и пользуемся только фрезеровкой. И я это объясняю тем, что сместился акцент с габбро-диабаза, который позволял наносить любые надписи и рисовать любые портреты, в сторону цветных гранитов. Да и сами заказчики уже хотят фотографичный портрет, и мало кто хочет портрет гравированный.
Конечно, будут компании, которые продолжат делать акцент на художественном портрете, но, на мой взгляд, написанный художником портрет — это своего рода эксклюзив, художественная ценность, и он должен стоить дорого. А в массовом потоке заказов больше подойдут керамогранит и стекло хорошего качества.
Вместе с портретами уйдут гравированные рамочки, тюльпаны и другие флористические композиции, хотя ещё 5‑6 лет назад выпускались целые каталоги с гравированным оформлением. От художественного наполнения мы идём к акцентным изображениям, нестандартным решениям.
Рекомендую обратить внимание на изделия из бронзы, латуни. Я с большим удовольствием слежу за немецкими памятниками, где в массовом сегменте в дополнение к минималистичным стелам используются бронзовые или латунные фигурки птиц, ангелочков и другие элементы. Пока такое декоративное дополнение к памятнику стоит очень дорого, но на последней выставке «Некрополь» уже были представлены подобные решения, и, думаю, они тоже будут развиваться и в скором времени станут более доступными. Дополните с помощью фигурки птицы минималистичную стелу с изображением дерева — получится очень стильный, красивый памятник со смыслом. Ведь красота памятника не в изобилии элементов, не «дорого-богато», а в стиле, концепции, идее, смысле... И это те памятники, возле которых хочется остановиться, рассматривать их и задуматься о чём‑то более глубоком.
УЛЬЯНА ОРЁЛ — дизайнер памяти
Читайте также
Номер от 21.05.2024
Как выбрать материал для ритуального портрета?
Срок жизни ритуальной фотокерамики зависит и от качества тонеров, и от технологии печати, и, конечно, от материала, на который наносится портрет. Если качество всех составляющих на высоте, портрет не потеряет яркости даже через 30‑50 лет. Вместе с Евгением Титовым, директором компании KERAMID выбираем материал для ритуального портрета.
1487
0
Функционал еще в разработке, но совсем скоро станет доступен
Новые уведомления
У вас нет новых уведомлений
Новые уведомления
У вас 4 новых уведомления
Комментарии